Вот такую незамысловатую табличку дают китайские производители Литиевых аккумов для сравнения технологий производства свинцовых, никелевых и литий-ионных аккумов:
получается, что самые эффективные и долговечные - литийжелезофосфатные (LiFePO4), но при этом литий-оксид кобальта (LiCoO2) и литий оксид марганца (LiMn2O4) имеют выше показатель плотности энергии (при том же весе дальше проедете на одном заряде).
Свинцово-кислотные даже не стоит сравнивать с литиевыми батареями.
Стоит учесть, что в таблице указано количество циклов батарей при условии разряда токами, не превышающими их емкость, деленную на час.
Т.е. если батарея 10Ач - ее рекомендуется использовать для потребителя тока до 10А. При использовании батареи с потребителем тока 20А - вполне вероятно уменьшение количества ее жизненных циклов в 2 раза.
Это стоит учесть в первую очередь для свинцово-кислотных батарей, для них эта пропорция еще более плачевна.
Как правило, безболезненный ток потребителя для них - 0,3*емкость/час.
Используя даже круглый год LiFePO4 батарею с потребителем тока, в два раза превышающим ее емкость, вы потеряете всего 20% ресурса только через несколько лет эксплуатации. Но такие жесткие условия далеки от реальности.
А вот свинцово-кислотная батарея прослужит вам отсилы один сезон, т.к. для 500-1000 ваттных колес расходуется ток 10-30А.
Можно, конечно, попробовать поездить на 50-60 амперчасовых свинцово-кислотных аккумуляторах, но их вес, скорее всего, быстро разрушит раму электровелосипеда. С таким весом электровелосипед на скорости более 35 км/ч превратится в неуправляемый снаряд. Да и в цене вы ничего не выиграете.
И, к слову, по поводу максимальных токов, которые могут кратковременно отдавать аккумуляторы. Часто в характеристиках литиевых батарей можно увидеть максимальные токи, в 5-10, ато и в 20 раз превышающие емкость. Возможно, по технологии аккумуляторы и способны на это.
Но, как правило, провода внутри блока батареи не превышают в своём сечении 2 квадратных мм. Поэтому ток в 30-35А может заставлять эти провода нагреваться и оплавлять изоляцию.
Очень просто подсчитать экономическое обоснование выбора аккумулятора для электровелосипеда.
Возьмем, к примеру, самый распространенный тип - 48в 10ач.
Свинцовокислотная батарея - 800грн, 13,5кг
LiMn2O4 - 3600грн, 5кг
LiFePO4 - 4000грн, 6кг
Из разных источников информации я выискал минимальное количество циклов батарей до потери 20% емкости:
Свинцовокислотная батарея - 300
LiMn2O4 - 800
LiFePO4 - 1500
Учитывая то, что ток потребления в среднем в 2 раза превышает емкость, деленную на час, можем смело делить предыдущие показатели на 2, получим:
Свинцовокислотная батарея - 150
LiMn2O4 - 400
LiFePO4 - 750
И не забываем о том, что при одинаковой емкости, литиевые батареи провезут вас в 3 раза дальше на одном заряде.
При езде без помощи педалями по пересеченной местности без ограничений скорости реальные показатели пробега моторколеса 48в1000вт на одном заряде:
Свинцовокислотная батарея - 10км
LiMn2O4 - 30км
LiFePO4 - 30км
А теперь можно путем несложных математических вычислений посчитать сколько мы платим за батареи в перерасчет на километры:
Свинцово-кислотные 800/150*10 = 0,5грн/км
LiMn2O4 3600/400*30 = 0,3грн/км
LiFePO4 4000/750*30 = 0,18грн/км
Не стоит пугаться того, что купив аккумулятор за 500 долларов, вы продолжаете платить почти как за 1,5-2л бензина на 100км.
Может показаться, что проще купить скутер. На самом деле расчет сделан до потери емкости на 20%, т.е. после этого
вы проедете на своем литиевом аккумуляторе не 30км от розетки до розетки, а 24км.
Свинцовый же аккумулятор, скорее всего, в горку вас уже не повезет, а пробег уменьшится вдвое.
Даже новые свинцовые батареи при полном заряде после 10 секунд полной нагрузки настолько просаживаются (падает напряжение),
что контроллер начинает их отключать. Спустя несколько секунд передышки напряжение подымается, но батарейки от этого долго не живут, да и драйв не тот...
А если вы будете ездить спокойно и бережно относиться к технике, то, скорее всего, ваш литиевый аккумулятор не постареет, а устареет и уступит свое место новым технологиям, более легким, компактным и энергоёмким.
p.s.
данные о ресурсе литиевых аккумуляторов основаны на информации из открытых источников в интернете,
к сожалению, они только в последние годы начали получать широкое применение в электротранспорте, поэтому
на сегодняшний день нет четкой статистики о их реальном использовании.
Вы можете сказать: я на свинцовых проезжаю 50км на одном заряде! - да, возможно, но мы взяли реальные жесткие
условия эксплуатации.