Есть у нас в хозяйстве старенький, но мясистый аппаратик для поездок на Буковельи Пилипец - даунхильный сантакруз V10 2006 года.
Недавно получили подвесные моторы Bafang BBS02 48v750w с встроенным контроллером 48в25а и я решил протестить их именно на этом велике.
Вот всегда хотел собрать лёгкий электровелик, который сможет ехать по ступенькам вверх и уверенно ползти в гору по лесу, чтобы потом на нём же катнуть вниз! Такое возможно только с использованием пониженной передачи.
Вообще - установка подвесного электродигателя bafang bbs02 на велосипед, пожалуй, наипростейшая по сравнению даже с мотор-колёсами, т.к. спицевать ничего не нужно и меняется только каретка с системой шатунов. Разъёмы водонепроницаемые, компактные, а контроллер и датчик вращения педалей спрятаны в мотор. Кроме установки каретки потребуется еще прикрутить на руль дисплей, ручку газа и пульт на 3 кнопки. Это реально просто. Но так как рама не простая - естественно, возникли нюансы.
Фотки буду докладывать между строк после написания текста, т.к. днём не хватает времени писать, а вечером нет велика под рукой для фото.
Первая нестыковка появилась сразу же после примерки каретки. Конструкция мотора ( всего кареточного узла) расчитана на то что кареточный стакан хотябы на 4-5 мм торчит в стороны от рамы. А в сантакрузе он заподлицо не только с нижней трубой рамы, но и с задним маятником. Поэтому у меня при незагруженном байке корпус редуктора упирается в маятник. А в нижнюю трубу упирается всегда, посмотрим как это повлияет на эксплуатацию. В состоянии покоя можно заметить что вследствие этого левый шатун проходит всего в пару мм от маятника, а правый отдалён от маятника больше чем на 2см (лично меня это пока не парит). Кроме того, каретка у меня не 68мм, а 73мм, поэтому под болты М6 пришлось подложить по 3 шайбы, чтобы отдалить упорную пластину на те же 5мм. резьбы промазал синим фиксатором. В случае с кареткой 68мм туда еще накрутилась бы вторая гайка (контрогайка). Цепь удлинил до 118 звеньев, т.к. в бафанге передняя зведа 46 зубов, а у меня стояла 38. Остальное - легко прикрутились дисплей, пульт и ручка газа на руль, а тормозные ручки с выключателями не ставил. На заднее колесо за пару минут ставится датчик скорости, по принципу действия такой же как от обычного велокомпьютера ( магнит на спицу и датчик на перо рамы). Ну всё, аккумулятор в рюкзак и первый выезд!
Впечатления двоякие. На самой большой задней звезде 32т ехать с места приблизительно как на киловатнике с инфинеоном прошитом на 40 ампер батарейного ( если откидываться назад - козлит с места, но не более). Естественно, расход энергии при этом у бафанга в полтора раза меньше )
Но когда выезжаешь на проезжую часть - на этой зверски тягучей звезде едешь чуть более 20кмч. Чтобы почувствовать динамику - надо быстро переключаться, т.к. набор скорости до 20кмч достаточно быстрый. А быстро переключаться сразу, честно говоря, не получается, так как велосипедная система переключения передач ( кассета звёзд и перекидка задняя) издают такой хруст, что кажется там всё вот вот заклинит и разлетится на куски. Чтобы не хрустело - надо полностью отпустить газ, переключиться, плавно нажать на газ или легко крутнуть педали, а потом уже газовать. В таком случае всё работает ок.
Заметил ещё что на первых трёх передачах максимальная скорость одна и та же - 52кмч. А в подвешенном состоянии - на первой зведе (11 зубов) скорость выше чем на второй и третьей (13 и 15т). Как я понимаю - мощности контроллера и мотора (48в25А) просто недостаточно чтобы преодолевать сопротивление воздуха. И увеличение передатлчного числа только увеличивает затраты энергии из аккумулятора. Педалями докручивать на такой скорости уже нереально с передней звездой 46т ( слишком высокий каденс - частота вращения педалей).Лично мой вывод - зведа 46 зубов на моторе великовата и было бы лучше делать её зубов на 36-38.
Тут, конечно же, сразу появилась идея рационализации. Переднюю звезду просто так не заменишь, тк она там со специфическим креплением и обычные не подходят. Хотя в планах заменить и её. Значит можно попробовать увеличить заднюю!
Есть такие примочки - расширитель кассеты, а я нашёл просто дополнительную звезду на кассету - на 42 зуба! Выглядит это так:
То есть перед кассетой на барабан одеваю звезду, потом спейсер, кассету без второй звезды и закручиваем.
Цепь удлинил еще на 2 звена, теперь их 120.
На самую большую звезду закидывает с трудом, перекидка аж смотрит вперёд, но работает!
Акум на спину и вперёд тестить!
На большой звезде с места на полном газу велик переворачиватся без вариантов, а со скорости 5-7кмч при полном нажатии - поднимает переднее колесо! Да, это то что я хотел!!!
Но кое-что я не учёл
При вжатии подвески цепь натягивается больше и через 5 минут катания при переключении на колдобинах раздаётся аццкий треск и перекидка разлетается на куски
Это очень гпустно и печально видеть Sram X5 разломанную попрлам когда курс доллара 23грн
Обломки в коробочку, достаю из закромов завалявшуюся бюджетную перекидку Shimano Acera. Думаю - для эксперимента дёшево и сердито, неточное переключение будет, зато не так жалко если сломаю)
А фигушки, тут меня встречает новая засада
Она не совместима с такими болхшими задними звёздами!
Погуглив на тему расширителей кассет, я узнал что с задней звездой 42т совместимы только 10 и 11 скоростные переключатели. Дорого, но останавливаться на этом не хотелось, тем более в любом случае мне нужна уже замена перекидки. Купил Sram X5 10sp, установил
После этих фото ещё удлинил цепь до 122 звеньев, чтобы перекидка максимум доходила до вертикального положения лапки. Прокатился 100 метров на педалях, вроде как всё чётко, несмотря на заметный перекос цепи при включении сиреневой звёздочки ))
Задолбался, завтра продолжу)